Должность: Тренер-преподаватель (волейбол)
Образование: Высшее. СПб ГУ ФК им. П.Ф.Лесгафта (ФК)
Стаж работы по специальности: 23 года
Квалификационная категория: высшая.

 

 

Влияние уровня развития скоростно-силовых способностей на эффективность выполнения технических приемов у волейболистов 12-13 лет.

Высокий уровень развития скоростно-силовых способностей является необходимым условием подготовки квалифицированного спортсмена любой спортивной специализации. От того, на сколько правильно будут решаться вопросы специального физического развития в ходе тренировки спортсменов, по мнению В.В. Кузнецова (1970) во многом зависит пополнение когорты спортсменов высшей квалификации. Как утверждает Железняк Ю.Д. на сегодняшний день развитие скоростно-силовых способностей у юных волейболистов является наиважнейшей задачей подготовки для тренеров преподавателей, т.к. была выявлена зависимость выполнения технико-тактических приемов от развития скоростно-силовых способностей. Проблема своевременного развития скоростно-силовых способностей волейболистов является актуальной и в настоящее время. Исследования проводились на базе СДЮСШОР «Комета» г. Санкт-Петербурга на группе мальчиков 12-13 лет.
Предполагалось, что правильно подобранный комплекс упражнений позволит улучшить показатели скоростно-силовых способностей, и повысит эффективность выполнения технических приемов. Целью данной работы является исследовать влияния уровня развития скоростно-силовых способностей на эффективность выполнения технических приемов.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи: Оценить уровень развития специальных скоростно-силовых способностей у волейболистов 12-13 лет.
1. Определить зависимость выполнения технических приемов от уровня развития скоростно-силовых способностей.
2. Разработать комплекс упражнений для развития специальных скоростно-силовых качеств волейболистов 12-13 лет.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса после проведения педагогического эксперимента.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ и обобщение данных литературных источников.
2. Метод спортивно-педагогического тестирования.
3. Педагогический эксперимент.
4. Метод математической статистики
Для решения первой задачи исследования мною были выбраны тесты для определения скоростно-силовых способностей у волейболистов 12-13 лет. В подборе тестов данные. В, В. Кузнецова, Ю.Д. Железняка, Долинской, Борисенко и др. Анализ результатов позволил сделать заключение, что данная группа не обладает достаточным уровнем развития скоростно-силовых способностей, по сравнению с программно-нормативными требованиями СДЮСШ.
Для решения 2 задачи мною были подобранны тесты для определения технического уровня эффективности выполнения технических приемов. Анализ результатов позволил сделать заключение, что выполнение блокирования и нападающих ударов не соответствует программно-нормативным требованиям. Для выявления причины столь низких показателей было проведено тестирование нападающих ударов и блока в упрощенных условиях. Анализ результатов выявил высокий показатель выполнения, что определяет зависимость выполнения технических приемов от уровня развития скоростно-силовых качеств, что способствует более детальному подходу к проблеме моего исследования.
Учебно-тренировочная группа была разделена на две подгруппы по 8 человек: 1 группа - контрольная; 2 группа - экспериментальная.
В первую группу вошли дети с высокими средними показателями скоростно-силовых способностей, соответственно во вторую группу попали дети со сравнительно низкими показателями.

Контрольная группа продолжала заниматься по программе детской спортивной школы, а для экспериментальной группы, на основании методик Ю.Д. Железняка (1978) и В. В. Кузнецова (1971), был разработан комплекс упражнений, для повышения скоростно-силовых качеств, рассчитанный на три месяца занятий.
Для решения 3 задачи разработан специальных комплекс упражнений, при разработки комплекса использовались результаты исследования Кузнецова, Железняка. Комплекс состоял из четырех блоков:

1 блок – Упражнения для овладения навыками ответных действий.
2 блок - Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.
3 блок - Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.
4 блок - Упражнения направленные на обучение и совершенствование групповых и тактических действий.

1. Комплекс проводился в течение трех месяцев на базе ДЮСШ, на занятиях мальчиков 1996-97 г.р. Упражнения давались пять раз в неделю в течение учебно-тренировочного занятия: 1 блок комплекса проводился в подготовительной части занятия, 2 и 3 блок применялись непосредственно в завершении основной части тренировочного занятия, 4 блок, для наиболее эффективного результата, проводился в основной части занятия. Упражнения давались 20 мин в ходе учебно-тренировочного занятия, с учетом запланированных заданий, по 2 упражнения из каждого блока, смена упражнений проводилась в начале недельного микроцикла. После проведения педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование контрольной и экспериментальной группы. Полученные результаты, представленные на рисунках №3 и №4, Результаты данного исследования позволяют сделать следующие выводы: Уровень развития специальных скоростно-силовых способностей у волейболистов 12-13 лет, находится на низком уровне по сравнению с программно-нормативными требованиями для СДЮСШ.
2. По данным исследования выполнение блокирования и нападающих ударов, является не эффективным из-за низкой специальной скоростно-силовой подготовки спортсменов.
3. Разработку специального комплекса упражнений, направленного на развитие скоростно-силовых способностей, целесообразно осуществлять в виде специально подобранных упражнений, разделенных на 4 блока.( в который вошли упражнения для овладения навыками ответных действий, упр. Для развития качеств необходимых при выполнение н/у, для развития качеств необходимых при блокирование, упражнения, направленные на обучение и совершенствование групповым и тактическим действиям)
4. Применение разработанного комплекса упражнений увеличило показатели специальных скоростно-силовых качеств и, следовательно, повысило эффективность выполнения блокирования и нападающих ударов.

 

Учебно-тренировочные занятия